О пропедевтическом характере математической компетентности
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].
Согласно этой цели, инновационный путь развития российской экономики требует обеспечения инженерными кадрами, способными решать принципиально иные, чем ранее, задачи, определяемые новыми технологическими укладами, информационным обществом, инновационными формами экономической деятельности. Для этого студенты инженерных (технических) вузов должны получить образование, учитывающее новые реалии и перспективы развития общества, которое позволит им быть конкурентоспособными, мобильными, готовыми к адаптации и саморазвитию. Повышение качества образования подразумевает решение приоритетных задач, среди которых – «обеспечение инновационного характера базового образования, реализации компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [1, 3].
Исходя из этого, перед общеобразовательными учреждениями возникла проблема: каким образом формировать компетентности (в частности, математические), являющиеся основой ФГОС третьего поколения? Это особенно становится актуальным в старшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте осознанно начинают приобретаться знания, практические умения, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Успешное формирование математической компетентности старшеклассника носит пропедевтический характер. А это значит, что начиная уже с 5-го класса, необходимо рассматривать окружающую действительность как «мост», соединяющий математику (как обязательный изучаемый предмет) и прикладную деятельность выпускника (согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования).
В данном случае, как метод решения поставленной задачи, наиболее уместен компетентностный подход. Его активно можно использовать при организации обучения математике, нацеленную на достижение каждым учащимся определенного уровня математической компетентности. При этом могут быть широко и глубоко использованы практико-ориентированные задачи, текстовые задачи прикладного характера, изучение математического «живого» на уроках [2], нахождение и расчет данных, взятых из соответствующих государственных источников по статистике, проведение исследовательской работы для получения новых данных для последующего расчета, интеграция урочной и внеурочной деятельности, использование витагенного обучения и т.п.
Исходя из этого, использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
На основании этого, процесс формирования математической компетентности будет непрерывным при переходе учащимися из среднего звена в старшее, а из старшего – в звено, направленное на профессиональную деятельность. Все это поможет выпускнику в будущем получить профессиональное образование, целью которого и является формирование конкурентоспособной, мобильной, готовой к адаптации и саморазвитию личности. А это и будет достижением стратегической цели государственной политики в области образования.
Литература
- К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- Ложкин, А.Г., Дюкина, Н.Г. Автоморфизмы: от зеркального к симметрии знаний: Монография – Ижевск; Глазов: А.Г. Ложкин, 2011. – 182 с.
- Шершнева В.А. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по спец. 13.00.02, Красноярск – 2011