Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих
 
   
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт    

   


Библиотека

Статьи и публикации

  

Горбушин Алексей Геннадьевич

 КЛАССИЧЕСКИЕ КУРСЫ И КОМПЬЮТЕР

Уровень образования населения - один из важнейших показателей, определя­ющих место страны в современном мире, возможности ее развития и потенциаль­ную конкурентоспособность, ее жизнеспособность.

В современных условиях задача сохранения высокого уровня образования, и науки не только не потеряла своей актуальности, но напротив, стала еще более острой. «Каково образование сегодня - такова страна завтра», - об этой истине ни в коем случае нельзя забывать.

Попытаемся ответить на вопрос, можно ли использовать персональные компьютеры (ПК) в давно установившихся учебных курсах и что это дает. Конец XX – начало ХХI века ознаменован существенным проникновением новых идей по накоплению, хранению и переработке информации в повседневную жизнь. Ком­пьютер стал для многих привычным инструментом и не только в организациях, офисах, но и в быту. Появилась возможность быстрого обмена информацией меж­ду отдельными организациями или индивидуумами. На некоторое время было заретушировано первоначальное назначение «вычислительных машин» как помощников в сложных или очень длинных и утомительных вычислениях, и на первое место выдвинулся компьютер как помощник в напечатании текстов, рисовании графиков, хранении громадных  объемов информации с незначительной математической обработкой.

За короткое время создано большое количество пакетов программ, помогающих людям в различных областях деятельности. Во взаимодействие с компьютерами вовлечены различные возрастные категории: дошкольники, школьники, студенты, ученые; категории, объединенные по профессиональным интересам, и т.д. Для них написано теперь уже необозримое количество пакетов программ. Перед вузами встала проблема: как учить необозримому? Взять ли за основу один какой-то пакет? Какой? Может быть, несколько? Может быть, вообще не изучать пакеты? Но тогда как подойти к обучению работе с ПК с учетом профессио­нальной ориентации будущего специалиста? Чем отличается обучение программиста, экономиста, менеджера, бухгалтера, инженера и т. д. основам сбора, хранения и переработки информации? Решение этой проблемы — стратегическая задача. Чтобы растущий объем знаний не захлестнул общество, нужно научиться выбирать оптимальный путь в отборе и переработке этой и другой информации. Нужно научить студента находить этот путь. Простое поглощение дозированного набора знаний, отобранного педагогом, приводит к растерянности молодого выпускника, т.к. в отсутствии старшего товарища поток знаний для него становится хаотичным, неуправ­ляемым.

Коснемся одного аспекта этой проблемы приобретение молодыми людьми математических знаний и роль компьютеров в этом процессе. Эта сфера интерес­на как образец деятельности в любой другой области. Интересны и частные особенности приобретения именно математических знаний и связи этого процесса с современными средствами обработки информации. Отметим две из них.

Развитие пакетов программ в последнее десятилетие вновь начало учитывать свое происхождение от вычислений. Появилось много сугубо профессиональных математических программ: общематематические пакеты Matlab, Mathcad, Maple V.., пакеты теории вероятностей и математической статистики, Statistса, SPSS... Пакеты для инженерно-технических расчетов, например ANSYS, КОМПАС, Autocad много­численные пакеты графических построений и т. д.

Другая частная особенность заключается в постоянной дискуссии о том, что для изучения математики компьютеры не нужны (даже вредны) или, напротив, нужны. Если теперь отвлечься от математики, то выяснится, что и приобщение любых других знаний сопровождается тем, что в этот процесс вмешиваются ком­пьютеры, и там появляется множество профессиональных программ, возникают неизбежные споры о полезности или вредности этого процесса.

Разрешение этой дискуссии содержится в известном утверждении о том, что прогресс имеет как положительные, так и отрицательные стороны и должна быть определенная разумная мера в использовании его результатов. Кроме того, пол­ностью отказаться от результатов прогресса невозможно. И все же как дать сту­денту в руки нужный ему инструмент, профессиональный пакет? Пакетов очень много, это разнообразие нельзя учесть в учебных планах.

Процесс быстрого изменения в компактности и мощности ЭВМ показал одну из особенностей вычислительной техники. Специалист вынужден не­прерывно переучиваться, следовательно, это и есть то, что следует знать студенту. Вероятно, это и станет одним главных направлений образования XXI века и не только по отношению к компьютерам, но и к любому человеческому знанию.

Анализируя, можно отметить два факта: во-первых, в конце девяностых годов ИжГТУ занял лидирующее положение в регионе по освоению современных компь­ютерных технологий в учебном процессе, во-вторых, сознательно или нет, но преподаватели приходили к идее учить студентов самостоятельности в овладении знаниями. Они вынуждены были реализовать эту идею, так как объем знаний быстро нарастал, быстро устаревал, одновременно с этим учебный процесс в ву­зах трансформировался в сторону уменьшения аудиторных занятий и увеличе­ния времени на самостоятельную работу студентов. Представляется, что с появ­лением в ИжГТУ лекционных аудиторий, оснащенных полиэкраном, соединенным с компьютером, обнаружились принципиально новые возможнос­ти в реализации этих идей. Кафедры очень быстро пришла к мысли, что в такой аудитории читать лекции и проводить занятие лучше, так как многое с легкостью иллюстрируется с помощью компьютера и полиэкрана. Эта началь­ная точка зрения очень быстро трансформировалась в другую, а именно: на лекциях и практических занятиях необходимо интенсивно использовать профессиональные пакеты программ, характерные для изучаемого предмета. Наблюдая за применением этих пакетов на занятиях, сту­денты приходами к мысли, что их стоит осваивать самостоятельно. Отметим, что в учебных планах на изу­чение пакетов не отводилось ни одного часа аудиторного времени, но студентам был открыт свободный доступ к кафедральным компьютерам.

Представленная здесь точка зрения не бесспорна. В данной статье речь идет о курсах общеобразовательного со­держания или спецкурсах, где студенты получают знания по своей основной профессии.

Всякий раз обнаруживается один и тот же результат - вместе с основным курсом студент между делом легко, фактически самостоятельно, осваивает инструмент, необходимый ему в его профессиональной деятельности. Одновременно возрастает интерес к изучаемому предмету. Так как сейчас созданы, про­должают создаваться профессиональные программные пакеты в разных сферах человеческой деятельности, то на разных факультетах и преподаватели, и студенты могут выбрать собственную траекторию развития, что должно стать одной из главных составляющих образования нового столетия.